На главную
 
Влияние звука музыки и голоса на пихическое и физическое состояние человека
 

Наш мир наполнен природной музыкой, шелестом деревьев, пением птиц, различными шумами, громкими или тихими. Эта природная музыка является мощным энергетическим потоком, несущим гармонию в жизнь человека. Музыка, созданная человеком это также сильный энергетический поток, управляющий эмоциями, настроением и разумом, она может, как созидать, так и разрушать.

Искажающие гармонию ритмы - это многие виды джаза и рока, разрушающие психику человека.

Ритмы и звуки лежат в основе мироздания. Музыкальные ритмы, восстанавливающие гармонию и духовность человека, соответствуют формуле 4/4, 2/4, 3/4, 6/8. Музыкальные произведения, искажающие эти ритмы, приближают духовную и физическую деградацию человека.

Первоначально человек не воспринимает музыку, лишенную гармонии, но постоянно находясь под ее разрушающим воздействием, перестает сопротивляться и отдается животным страстям, агрессии, злобе. В его жизнь входят наркотики, алкоголь, никотин. В результате влияние музыки на психофизиологическое состояние и здоровье человека приводит к духовному и физическому опустошению.

Искажение музыкального ритма изначально было использовано колдунами вуду для вызывания страха, тревоги и ненависти в душах людей. Из ритмов вуду родилась музыка в стиле джаз. Родоначальник джаза Бадди Болтон в конце жизни сошел с ума и умер в больнице. Вот оно влияние джаза на психику человека...

Гармоничная музыка - это основа духовного развития человека. Она способна исцелять тело, наполнять его силой и энергией и даже продлевать жизнь. Классическая музыка - это своего рода питание души, наполнение ее духовными впечатлениями.

Произведения Моцарта, Мендельсона, Гершвина и Глинки снимают приступы мигрени. Прослушивание музыки Баха, Брамса, Генделя помогает очистить психику от всего наносного, ложного и прочувствовать положительное влияние классической музыки на человека.

Мощным гармонизирующим действием обладают древние песнопения, мантры, бажаны. Это наследие наших предков, оказывающее целительное воздействие на душу и тело. Таким же благотворным воздействием обладает настоящая народная музыка.

http://www.youtube.com/watch?v=NRpzviltYAg
http://www.youtube.com/watch?v=P6DtlzCRr8M&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=_is8Ru485HA&feature=related

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. /Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения./

* * *
Искусство пения - это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ. /Когда человек болеет, голос его 'садится', становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию./

Примечание. Методы ВОКАЛОТЕРАПИИ (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

* * *
Каждый орган нашего тела имеет свой 'голос'. 'Звучание' больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное 'звучание' можно скорректировать, научив человека правильно петь. /Хорошие оперные певцы - люди физически здоровые и, как правило, долгожители./

* * *
Когда человек говорит или поет (одним словом - 'звучит'), то, по разным оценкам, от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % - во внешнюю среду. /Нашему организму отнюдь не безразлично то, какими будут те самые 60 % собственной - произведенной (производимой) самим человеком - звуковой 'пищи', которые ему - организму - придется (или приходится постоянно - ежедневно) 'переваривать' и 'усваивать'./

Примечание. Ведущий российский музыкотерапевт С. Шушарджан и его коллеги из НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических технологий провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и другие жизненно важные органы. В результате ученые пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20 % уходит во внешнее пространство (остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации).

* * *
Ребенок пользуется голосом не задумываясь - кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и вовсе становятся "безголосыми", переживая не слишком удачный личный опыт беззвучно и глубоко внутри).

* * *
То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит от его матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, уже в раннем возрасте малыш принимает за своеобразный эталон (младенец начинает подражать в голосе прежде всего своей матери). Сейчас многие специалисты всерьез предлагают будущим мамам начинать развивающие занятия с ребенком уже в период его внутриутробного развития - разговаривать, петь песни и заводить для него гармоничную музыку. /За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини-колонками./

Примечание. Девочки 'обретают голос' раньше мальчиков и пользуются им значительно охотнее. /По одной из антропологических теорий, именно женщине человечество обязано развитием голосового аппарата./

* * *
Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. /Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хоры a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши./

* * *
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания. /Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга./ Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, 'р' и 'ш').

* * *
В школе-лицее ? 69 г. Липецка занятия пением практикуются с целью профилактики болезней. По наблюдениям липецких педагогов, те из ребят, которые посещают эти уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. 'Когда поют дети в классе, врачи в медпункте молчат. В кабинете у них даже весной пусто, хотя и грипп повсюду', - уверяют учителя школы-лицея ? 69. /По утверждению липецких специалистов, для профилактики у детей гриппа особенно хороши протяжные народные песни./

Примечание. О лечебных свойствах песни и песенного творчества в указанной липецкой школе-лицее поначалу даже и не подозревали (просто учили ребят вместе с обычными предметами еще хореографии и пению). Но позже медики заметили, что к 'поющим' детям простуда не 'пристает'. При этом взаимосвязь между здоровьем и песней учителя липецкой школы-лицея ? 69 объясняют по-разному (кто говорит о телесной и духовной гармонии, а кто - о дыхательной гимнастике). 'Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать, - объясняют педагоги. - Особые вокальные упражнения помогают певцам не только 'дыхание поставить', но и улучшают общее самочувствие исполнителя. Специальные дыхательные упражнения мы включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоровительного эффекта, недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие, танцующие и рисующие дети получают больше "пятерок" и по другим учебным предметам'. /В настоящее время липецкие чиновники образования подумывают о возможности включения такого рода необычных творческих уроков в учебные программы и других городских школ./

* * *
Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. /Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно 'интонировать' голосом, чем 3-4-летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение)./

* * *
Тоновый диапазон человеческого голоса - от самого низкого до самого высокого его звука - обычно располагается в пределах от 64 до 1 300 Гц, причем разговорный ('бытовой') голос занимает примерно одну десятую этой шкалы.

* * *
Мужские голоса обычно помещаются в 2,5 октавах, женские - иногда выходят за пределы 3-х октав. /Верхним пределом самых 'голосистых' оперных примадонн принято считать ноту 'ФА' 3-ей октавы в арии Царицы из оперы Моцарта 'Волшебная флейта'./

* * *
Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах (дБ, dB). /У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 дБ, иначе они никогда не 'перекрыли' бы звучание многолюдного оркестра./

* * *
ТЕМБР голоса - это особая, индивидуальная его окраска, зависящая от обертонов. Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого человеческого голоса - свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то 'похожий' на дактилоскопический оттиск. /Кстати, во многих странах мира аудиозапись человеческого голоса признается юридической уликой и считается одним из способов идентификации личности человека./

* * *
Классификация разговорных голосов - задача почти нереальная. Певческие же голоса "разложили по полочкам" только в середине XIX века. Тогда и 'договорились', что мужчины поют басом, баритоном, тенором, а женщины - альтом, меццо-сопрано и сопрано (если идти от более низких голосов к более высоким). Разделение это достаточно условно - ведь каждый голос уникален и неповторим. /Злые шутки даже с прекрасными голосами порой играет микрофон (техника очень своеобразно преобразует частоты), поэтому голоса вокалистов подразделяют на "микрофонные" голоса (те, что в записи становятся только лучше) и "немикрофонные" (плохо ложащиеся на "пленку", в "цифру"). По оценкам специалистов, микрофон 'любит' мягкие, бархатные и, можно сказать, чувственные тембры (некоторые 'микрофонные' певцы, строго говоря, и не поют, а 'выдыхают' звуки)./

* * *
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН, автор книги 'Искусство резонансного пения' Владимир Морозов утверждает следующее: 'Изучению природы певческого и речевого голоса я посвятил более полувека своей научной работы. За это время методами акустики, физиологии и психологии с применением компьютерной техники были изучены голоса многих сотен певцов разных жанров, профессиональных и возрастных категорий, включая выдающихся мастеров вокального искусства - Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рей зена, И. Петрова-Краузе, И. Архи повой, Е. Образ-цовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяур ова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Па варотти и многих других. Было установлено, что голоса выдающихся певцов обладают, прежде всего, красотой тембра, силой звука, 'полётностью', яркостью, звучностью, 'серебристостью', гармоничностью тембра, четкостью дикции, наличием вибрато, большим звуковысотным диапазоном, свободой и естественностью звукообразования, что обеспечивает долговечность работы певца на профессиональной сцене. Основное отличие голосов выдающихся певцов от речевого голоса и голосов неквалифицированных певцов объясняется тем, что мастера пения владеют особой техникой голосообразования, которую я называю резонансной техникой пения. Суть этой техники состоит в максимальной активизации певцом резонансных свойств своего голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок. Основы резонансной техники мастеров изложены мною в книге 'Искусство резонансного пения'. Кстати, пение - это ведь тоже род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. Широко применял пение в лечебных целях Аристотель. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение. Пение служит средством оздоровления не только слушателей, но и самого поющего. Но лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. В одной из наших работ были обследованы голоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академических певцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалось задание прослушать фрагмент в исполнении певца, определить по 10-балльной шкале характер и степень его эмоциональной выразительности. Оказалось, что для группы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоций и состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности и недовольстве. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группа поп-ансамблей заняла промежуточное положение'.

* * *
Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. /Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней./

* * *
Искусство пения - это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни. /Постепенное освоение вокальной техники делает голосовой аппарат послушным инструментом./

* * *
Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). /Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: 'Чудесное средство ритма - дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно - не в меньшей степени, чем пища'./

* * *
При совместном пении (в дуэте, хоре), а также при внимательном прослушивании поющего на какой-то отрезок времени раскрываются границы каждой человеческой души из числа участников этого процесса, происходит устремление навстречу друг другу (поющих и проникновенно слушающих). /То же касается и просто музыки (без слов)./

* * *
Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). /К примеру, В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства./

* * *
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение - это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека. В позитивной ориентации личности во время занятий фольклорным пением важную роль играет оригинальная манера звукоизвлечения. В каждой местности она имеет свои особенности. Но есть одна черта, которая свойственна манере звукоизвлечения любого уголка России - когда звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в улыбке, заставляя использовать т.н. 'передний резонатор'. /Вы поете и улыбаетесь, а за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате систематической тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы сквозь нее начинаем смотреть на мир и на людей./

Примечание. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы). Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия - в той точке, где 'тело звука' реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты. /Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае - очень сильный лекарь./

* * *
В народных песнях голосом не лгут, пытаясь сделать его красивее, чем он есть: поют открыто. Но как раз эта открытость и делает любой голос красивым. Кстати, прикрытый голос академической манеры исполнения (в отличие от народной), звучит так, словно вибрации направлены вверх (в нёбо), а для усиления звука используется т.н. 'задний резонатор' (т.е. дальняя часть ротовой полости). Для 'народного' звука характерно использование 'переднего резонатора' (звук направлен не вверх, а вперед - к тому, кому предназначен).

Примечание. Даже при элементарном звукоизвлечении мы уже ключаем своего реального или предполагаемого собеседника в процесс 'проживания' звука. Этот человек оказывается важным для нас, а мы - для него, поскольку находимся в вибрационном поле его речи или пения (и, наоборот, он - в нашем поле), воспринимаем эти вибрации и неизбежно резонируем с ними (точнее, нам как бы 'предлагают' войти в этот резонанс). /Вспомните, как 'заразителен' бывает крик или смех, рыдания о потере или восторг приобретения (победы). Часто, не отдавая себе отчета, мы, даже проходя мимо (в прямом и переносном смысле), еще долго несем на себе состояние тех, кто 'звучал' в определенном настрое./

* * *
По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психо-эмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. /Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм, что не может не сказаться отрицательно и на общем самочувствии человека. Сюда же вовлекается и тот, кого втягивают в скандал./

Примечание. Для здоровья человека очень важно дыхание. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) как антонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных выкладок наши предки были об этом осведомлены. 'Цепное' дыхание, которое практикуется при занятии фольклорным пением, не только учит непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания. В ходе освоения 'цепного' дыхания (при хоровом фольклорном пении) в работу включается тот тонкий слух, которым мы до сего момента практически не пользовались - умение слышать дыхание другого и почувствовать, когда ему предстоит сделать вдох, чтобы это не произошло одновременно с тобой и не прервало звучание. /Восстановление свободного дыхания при занятии фольклорным пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человеку неразрешимыми, опасными./

* * *
Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами. /В русском песенном фольклоре существует большое количество 'неровных' песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума или снижаться от максимума до минимума (напряжение - расслабление - сброс). Хроническое мышечное напряжение у исполнителя за счет таких перепадов темпа постепенно снимается./

* * *
Пение - уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все. Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит.

* * *
Лидер российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Примечание. 'От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое (правильное) дыхание - дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки - наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда - бронхиальная астма или сердечные дисфункции. А при чем здесь вокал, пение?.. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. С помощью специальной аппаратуры мы снимаем ее c любого органа, делаем математические раскладки и анализируем. Мы объективно можем выявить резонансные ноты печени, селезенки... И потом все эти данные используем для акустического массажа. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои. У одного моего пациента - мальчика 9-и лет - была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ним провели курс комплексного лечения и вокалотерапии. И ребенок выздоровел. Его родители по моему совету отдали мальчика в хор, и он всерьез увлекся пением. Еще в детской практике вокалотерапия вылечивает заикание. И поверьте, результаты прекрасные' (С. Шушарджан, НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических технологий).

* * *
Профессор, доктор биологических наук Владимир Морозов (Институт психологии РАН) сообщает следующую информацию: 'Есть очень интересный механизм, который открыла лаборатория невербальной коммуникации Института психологии РАН. Любой музыкальный звук состоит из основного тона и призвуков к нему - обертонов. Сотрудники лаборатории обнаружили один из ранее не известных механизмов передачи эмоций - изменение частотного расположения обертонов голоса (при выражении радости они гармоничны, а при гневе - дисгармоничны). Наше душевное расположение к человеку рождает соответствующий звук нашего голоса. Если мы хотим выразить радость, голос становится приятным, ласковым. И когда мы исследуем такого рода голоса, то видим, что они на слух гармоничны, поскольку обертоны гармоничны. Когда мы исполняемся гневом или внутренней недоброжелательностью, обертоны становятся дисгармоничными и выдают наше негативное отношение к людям. В моих книгах и в исследованиях моей лаборатории были проведены оценки разных видов музыки: классической, эстрадной, рок-музыки и др. Причина оказалась в особенностях ритмической организации и тембрового звучания музыки или голосов человека. Ведь музыка делится на инструментальную и вокальную. И голос может выступать в качестве музыкального инструмента - совершенного или примитивного. Иногда бывает, что голос громкий, но фальшивый. Например, молодой человек обладает 'огромным' голосом, что, вроде бы и неплохо. Если бы он запел, в комнате затряслись бы батареи. Но, как сам парень сознался, его голос называют 'оружием массового поражения', поскольку он сильно фальшивил, а это одна из форм дисгармоничности'.

Примечание. 'Мы с моими коллегами обнаружили такую интересную вещь: эмоции влияют на человеческий голос, и он, в свою очередь, меняет обертоновый состав. Он, под стать рок-звуку, теряет гармоничность до 10 %. Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное. Например, к Вам приходит человек, он внутренне к Вам не расположен и пытается скрыть это, поскольку хочет продать Вам какую-то вещь. Он говорит Вам ласковые, учтивые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То есть обертоны принимают несвойственное им положение. И Вы, если у Вас хороший эмоциональный слух (термин введен мною в науку в 1985 г.), почувствуете, что этот человек говорит неправду. Но есть люди удивительно гармоничные, они здоровые психически, физически и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и Вас. Вам хочется слушать и слушать этого человека и общаться с ним. Такие удивительные голоса были у актеров Сальвини и Качалова. Классическим образцом, который признан во всем мире, является голос нашего соотечественника Ф.И. Шаляпина. Одна шведская газета писала о нем: 'Мало людей обладают таким обаянием, как Шаляпин. В его существе живет странная волшебная сила, и когда он говорит, его голос звучит подобно оргáну:' Когда он первый раз готовился выступить в театре La Scala - это пробный камень всех лучших певцов - и спеть Мефистофеля, к нему пришла клака (группа людей, которые требуют денег за то, что будут создавать певцу атмосферу успеха). В противном случае они грозятся забросать гнилыми помидорами. Шаляпин прогнал их в шею, и клака готовилась его прокатить и освистать, но, когда закончилась первая ария легендарного певца, воцарилось молчание. А затем разразился шквал аплодисментов. И клака ничего не могла поделать и оставила гнилые помидоры. Были скуплены все цветы вокруг театра и брошены на сцену к ногам Шаляпина. С этого времени ему открылась дорога на лучшие сцены всего мира. Лаури-Вольпи писал позже: 'Русский гигант Федор Шаляпин стал басом-эталоном, имя его облетело континенты'. В области дикторского искусства, подобно Шаляпину, я считаю, был диктор радио Юрий Левитан. Его голос был подобен боевой трубе' (В. Морозов, Институт психологии РАН).

* * *
У коренного населения Новой Зеландии - маори - есть специальные 'хоровые' песни, которые снимают боль у женщин при родах. /Женщины народа маори рожают без боли (при родах с целью достижения обезболивающего эффекта роженица вместе со своим мужем поют до тех пор, пока не появится на свет ребенок)./

* * *
ГОЛОС для женщины - не менее сильное оружие, чем ее внешний вид. К примеру, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее волшебно-эротическим голосом. Когда эта царица хотела потрясти воображение какого-нибудь впервые прибывшего к ней мужчины, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос Клеопатры при этом сводил слушателя с ума и создавал царице особую ауру необыкновенно привлекательной женщины. /Но, к сожалению (или к счастью), далеко не всем женским голосам присуща сексуальная притягательность./

Примечание. Такая популярная современная интим-услуга, как 'секс по телефону', обязана своим появлением одному из самых удивительных женских голосов. Приблизительно 50 лет назад жена некоего американского бизнесмена средней руки работала психологом на 'телефоне доверия' Государственной службы 'Горячая линия' в небольшом городке на территории США. У нее был такой голос, что все местные любители 'клубнички' звонили на этот телефон и дружно объяснялись ей в любви. Служба была анонимной (без адреса и вывески на доме), и все-таки один из самых горячих поклонников однажды нашел эту таинственную 'даму своего сердца' и вручил ей цветы. Дело принимало опасный оборот, и тогда мужу-бизнесмену пришла в голову идея организовать 'секс-службу по телефону'. Для начала он нанял двух опытных проституток, которые отвлекли внимание от его жены. Телефонный секс-бизнес резко пошел в гору и вызвал появление огромного количества последователей. /На Западе довольно много школ для непрофессионалов, где учат быть обольстительными самых обычных женщин (в т.ч. делая более сексуальными их голоса). 'Курс голоса' в таких школах - самый дорогостоящий (преподают его дипломированные мастера сценической речи)./

* * *
'Существуют слова, самые слоги которых таят в себе разрушительное качество, точно они объективные предметы, ибо каждый звук пробуждает соответствующий звук в невидимом мире духов, и этот звук производит благое или плохое следствие. Гармонический ритм, мелодия, нежно вибрирующая в атмосфере, творит вокруг благотворное приятное влияние и весьма мощно действует на психологическую, так же как и на физическую природу каждого живого существа на Земле; она вызывает реакцию даже в неодушевленных предметах, ибо материя всё же есть дух в своей сущности, хотя он и кажется невидимым для наших грубых чувств. То же самое с числами.' (Блаватская Е.П., знаменитый специалист по мировой эзотерике).


ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали - и используют до сих пор - в Индии (в частности - т.н. мантры) и в Китае.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их 'пропевания'), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме звуков <Е> и <Ё> ):

<А> - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И> - лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, 'прочищает' нос;

<О> - оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

<У> - улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

<Ы> - лечит уши, улучшает дыхание;

<Э> - улучшает работу головного мозга.


ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:

<ОМ> - снижает кровяное давление;

<АЙ>, <ПА> - снижают боли в сердце;

<АП>, <АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> - исправляют дефекты речи;

<УХ>, <ОХ>, <АХ> - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.


В древнекитайской ЦИГУН-ТЕРАПИИ:

- для лечения печени вытаращивают глаза (общеизвестно, что глаза - "окна" печени) и медленно выдыхают со звукосочетанием <СЮЙ>;

- при лечении легких поднимают руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание <СЫ>;

- сердце оздоравливают через выдох со звукосочетанием <КЭ>, который осуществляют с широко открытым ртом;

- для лечения желчного пузыря произносят на выдохе звукосочетание <СИ> (при этом человек должен лежать на спине или на боку);

- почки лечат выдохом со звукосочетанием <ЧУЙ>, обхватив кистями колени и держа голову прямо;

- на селезенку благоприятно воздействует выдох со звукосочетанием <ХУ>;

- для лечения онкологического заболевания (любой этимологии) произносят звукосочетание <ХЭ> (при этом следует положить обе ладони на больной орган: левая ладонь прижимается к телу, а правая ладонь кладется сверху на левую).

Примечание. Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):

<В>, <Н>, <М> - улучшают работу головного мозга;

<К>, <Щ> - лечат уши;

<Х> - освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

<Ч> - улучшает дыхание;

<С> - лечит кишечник, сердце, легкие;

<М> - лечит сердечные заболевания;

<Ш> - лечит печень.

Согласно воззрениям древневосточной медицины, сердце и тонкий кишечник являются энергетически взаимосвязанными органами (так же, как толстый кишечник и легкие; глаза, уши, нос и горло; голова и позвоночник; печень и глаза...). Именно поэтому лекари Востока утверждают, что такие 'смежные' органы и системы можно 'настраивать' (лечить) одними и теми же звуками.

Связь человеческого голоса, равно как и любого звука (акустической вибрации), с нервными центрами организма человека были известны еще в далекой древности (в частности, широко применялась в лечебной практике на Востоке). Но уже в наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения ('пропевания') звуков. /К примеру, низкой и средней эта интенсивность должна быть при лечении заболеваний сердца и легких, более высокой - при терапии органов брюшной полости./

ВНИМАНИЕ! Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или 'пропеваемых' звуков (звукосочетаний) специалисты рекомендуют положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган (или система), и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

По материалам моих научных исследований - © FANCY_men./